Муниципальное образование Старобешевский муниципальный округ
Донецкой Народной Республики

История

На территории Старобешевского района находится более четырехсот памятников археологии, большинство из которых курганы. Курган в представлении древних был  символом Вселенной: могила, опущенная ниже поверхности земли, символизировала нижний мир, то есть, мир мёртвых; средний мир – обитель  живых  олицетворяла поверхность, на которой он строился, а насыпь ассоциировалась с верхним миром – небесной сферой. Погребальный инвентарь ямной культуры (3600—2300 до н. э.) был крайне беден, в основном, это – примитивная посуда для пищи, и реже, медные украшения. Впоследствии эти курганы стали местом захоронения представителей      срубной культуры (XVIII—XII вв. до н. э.), а затем и представителей более поздних культур: от тавров и скифов, до половцев и татар. Таким образом, при раскопках одного кургана археологи находят до нескольких погребений разных эпох и культур. Примером тому могут служить раскопанные в начале 70-х годов курганы близ села Васильевка Старобешевского района – здесь обнаружены погребения представителей ямной, срубной, катакомбной культур, скифа, женщины- сарматки, кочевника. Близ села Стыла, находится единственный в Приазовье памятник древнего пещерного искусства -пещера Архундыяс-Тарама, в которой сохранились изображения отобразившие мифологические представления, как полагают исследователи, позднеямной или катакомбной культуры. На своде небольшой округлой камеры охрой (минеральная краска) прочерчены схематические рисунки животных и людей, а также солярные знаки, свидетельствующие о культе солнца.

В VII-VI веках до н.э. в Приазовье появляются скифы. Практически во всех курганах района археологи находят погребения «царских скифов», кочевавших в этих местах. Река Кальмиус в этот период была более многоводна, скифы нарекли её «Кала», или «Каль» - «черная река». Между реками Каль и Миус (Мыс) проходила Каль-Миусская дорога - путь татарских набегов на Русь, впоследствии оба слова слились и название дороги перешло на реку, которую с 18 века стали называть «Кальмиус» - «черный мыс». Еще в IХ веке, во времена Киевской Руси, по этой реке шел водный путь из Киева в Азовское море, минуя очень опасные Днепровские пороги. Этим же путём через несколько столетий водили свои «чайки» и запорожские казаки.

За последние три тысячелетия Приазовской степью прошли десятки народов и племён – тавры, скифы, сарматы, готы, гунны, хазары, половцы, татары – всех и не перечислишь. И каждый оставил о себе память в виде погребальных курганов, каменных баб, руин временных поселений. С приходом татар с ХIII до середины ХVIII века Приазовская равнина превратилась в «дикую степь», не тронутую плугом крестьянина, лишь редкие кочевья татар и ногайцев будили её сонную тишину.

Вместе с тем, и в этот период жизнь не прекращалась Еще сравнительно недавно на территории района близ села Васильевка Раздольненского сельского совета возвышалась мечеть - памятник эпохи «Золотой орды». Об этом замечательном сооружении еще в 1434 году в своих записках упоминали восточные путешественники. Мечеть была построена, предположительно, восточными купцами – мусульманами на возвышенном берегу реки Кальмиус на пересечении одного из северных ответвлений Великого Шелкового пути и речной дороги, перевозившей товары от самого Киева до Азовского моря. Она, по существу, являлась древнейшим архитектурным памятником нашего района и Донецкой области Мечеть XIV- XV века у с. Васильевка в целом.

Восемнадцатый век стал началом решительного наступления Российской империи на юг. 30 апреля 1746г. императрица Елизавета Петровна в ответ на взаимные жалобы запорожских и донских казаков издала Указ о проведении разграничения территорий Донских и Запорожских казаков по реке Кальмиус.

В 1769 г. свыше 17 тысяч татар, как огненным смерчем, прошли по этим землям. В неравной борьбе погибли все запорожцы - защитники крепости Кальмиус во главе со своим полковником. Это был последний татарский набег.

Итогом очередной русско-турецкой войны 1735-1739 гг. стало присоединение к Российской империи территории Приазовья. Стремясь укрепить новые южные границы империи, царское правительство вынуждено было принимать различные меры по заселению данной территории, среди которых: раздача здешних земель дворянам и казацкой старшине; переселение населения из Украины и центральных районов России; переселение в Приазовье, на льготных условиях, иностранцев (немцев, сербов, хорватов и др.). Однако наиболее эффективным было переселение в 1779-1780 гг. православного населения из Крыма (греков, армян, молдаван).

Идея вывода христиан принадлежала главнокомандующему русской армией П.А. Румянцеву-Задунайскому, таким образом решалась проблема не только заселения территории Приазовья, однако и существенно подрывалась экономическая мощь Крымского ханства. Предложение было поддержано Екатериной II, которая указом от 9 марта 1778 г. разработала программу их перехода в Азовскую и Новороссийскую губернии.

Действуя посредством православной церкви, русское правительство убедило крымского митрополита Игнатия призвать православных греков Крыма, переселится в пределы Российской империи.

16 июля 1778 года в Петербург на имя Екатерины II из Крыма было направлено «Постановление крымских христиан», в котором говорилось, что они согласны добровольно вступить в российское подданство, и просят для себя и своих потомков ряда привилегий.

Руководство операции по переселению православного населения из Крыма было возложено на А. В. Суворова.

В путь тронулось 18 394 грека и 12 704 людей других национальностей. Выходившие подвергались унизительному таможенному досмотру татар, что вызвало протесты и даже волнения. После дачи немыслимой взятки в 5000 рублей из казенных средств таможенникам, переселенцы беспрепятственно продолжили свой путь.

Переселяющимся безвозмездно раздавали волов, коров, плуги, повозки, хлеб. В соответствии с грамотой императрицы от 21 мая 1779 года греки – переселенцы освобождались на 10 лет от государственных налогов, им нарезалось по 30 десятин земли, выдавались семена для посева. За счет казны грекам было построено 5294 дома и амбара, роздано 612 пар волов, 144 лошади, 33 коровы. На сто лет они освобождались от рекрутской повинности, никто не имел права обращать их в крепостную зависимость.

Переселяясь, греки (особенно богатые) везли с собою медную посуду, которая служила их потомкам еще более ста лет. На месте начали лепить глиняную посуду, изготовлять каменные жернова, деревянные предметы обихода.

На территории Старобешевского района первоначально возникло три греческих села, носящих название крымских сёл, население которых переселилось в Приазовье. Это, во-первых, образованное на правом берегу реки Кальмиус, между холмами Зортав и Запал-тобе село Бешево (от татарского «бишуи» - «пять домов»), где поселились греки – урумы, именуемые еще греко – тюрками, или греко-татарами. Во - вторых, это сёла Большая Каракуба (от татарского «кара – куба» – «черная пещера») население по языковому признаку именуется румеями, или греко – эллинцами, сейчас - Раздольное и Стыла (названа то ли в четь древнего храма святого Стилиана, то ли церкви св. Устинии, то ли греческого слова «стилос» - столб), где поселились также греко – эллинцы. Кстати, в выборе мест для сёл непосредственное участие принимал сам митрополит Игнатий.

Так как греческие поселения Приазовья формировались по государственным проектам, с четкой планировкой, здесь была главная улица, от которой под прямым углом отходили второстепенные. Эти сёла имели и поквартальную планировку, кварталы обозначались цифрами. Некоторые кварталы получали наименование по имени именитых земляков.

Из Крымского села Бешев вышло 686 человек - 120 семей, дошло 498. Переселенцы были людьми глубоко верующими. На новом месте в 1780 сразу же была построена из лозы и хвороста крохотная церквушка, на месте которой в 1782 году из «черного самана» возведена большая церковь. В благодарность за избавления от смертельных болезней во время переселения, обе церкви были посвящены святым бессеребренникам - целителям Косме и Дамиану. Через сто лет 23 октября 1890 года в Старобешево была освящена кирпичная церковь святого великомученика Георгия Победоносца.

Богослужение до середины XIX века велось в Старобешево на греко - урумском языке, в Раздольном и Стыле на греко – румейском, по привезённым с Крыма книгам. Позже, по распоряжению правительства, службу стали править на церковно-славянском языке. В селе Стыла в 1812 из камня была построена церковь святого великомученика Георгия Победоносца. В селе Большая Каракуба (Раздольное) в 1896 году освятили Дмитриевскую церковь.

До 1866 года в греческих сёлах правил избираемый на сходках греческий суд, совмещавший в себе административные, судебные и полицейские функции. Все дела в нём решались коллегиально и при закрытых дверях. Позже власть в сёлах, как и во всей Российской империи того времени, представлял урядник, он же - писарь.

В каждом греческом селе имелись места массовых гуляний, где организовывались соревнования по борьбе – куреш и другие массовые мероприятия. В селе обязательно было несколько небольших торговых лавок, кабаков, а также ремесленные заведения – кузницы, кожевни, мастерские по изготовлению кирпича, глиняной и деревянной посуды, маслобойни, мельницы. Это позволяло греческому селу в условиях окружающего его мира крепостнической царской России быть самодостаточным и не зависеть от окружающего мира. Все экономические и правовые проблемы обитатели греческих поселений решали, не выезжая из родного села.

Сразу отметим, социального равенства здесь не было. На новое место «Крепкие хозяева» приехали не с пустыми руками, и здесь тоже сумели получить лучшие участки земли, лучшие пастбища. Из их среды избиралось руководство села, в их руках оседала львиная часть государственной помощи грекам. Они строили мельницы, магазины, располагали самыми большими отарами овец. Вместе с тем, до начала ХХ века в большинстве греческих сёл практически не было и очень бедных крестьян. Бедняками были в основном люди больные и ленивые.

Дом первопоселенцев представлял собой полуземлянку, состоящую из жилой комнаты и отапливаемых сеней. С середины ХIХ века землянки Греческий дом конца ХVIII века и полуземлянки уступают место надземным домам. Соломенные крыши на домах зажиточных селян всё чаще заменяли на черепичные, в основном из выпуклой, тяжелой черепицы «татарки», изготовляемой здесь же, в греческих сёлах, а в богатых домах – из плоской «марсельки», которую чаще всего завозили с Мариуполя. 

Отдельные дома крылись железом. С начала ХХ века люди состоятельные начали строить дома из обожженного кирпича, менее богатые обкладывали таким кирпичом старые саманные дома.

Основное занятие греков того периода было овцеводство. Ремесло и земледелие считалось занятием второго сорта.

В зажиточных домах стены и пол покрывался шерстяными коврами местного изготовления. Ели греки на небольших столиках – «суфра», спали на деревянных или кирпичных лежаках - «софа», покрытых толстыми войлочными матами, в богатых домах имелись тульские самовары как признак богатства.

А вот земледелию отводилась второстепенная роль. В обработке земли длительное время господствовал перелог. За 200 лет техника земледелия в районе мало продвинулась вперёд – всё те же серпы для уборки хлеба, волы и лошади для вспашки, сева и боронования земли, каменные катки для обмолота пшеницы на токах (делали их, кстати, здесь же, в Бешево, и продавали в соседние сёла). Удобрений вносились мало, хотя скота для этого хватало. Урожайность в бедных крестьянских хозяйствах была крайне низкой (2-3 центнера с гектара) и малоземельным крестьянам хлеба от урожая до урожая постоянно не хватало. Им приходилось вечно жить в долг.

Переселившиеся из Крыма греки не смогли полностью заселить отведенную им землю. Они заняли 744 тысячи десятин земли — чуть больше половины того, что им было выделено правительством. Основными причиной такого положения дел были неустроенность быта и болезни вызванные изменением климата. На период 1751 – 1800 г.г. пришлось 5 суровых, снежных зим и 2 засушливых года, к тому же, в 1782 году посевы уничтожила саранча.

В связи с этим, в конце XVIII века значительные территории земельных угодий раздаются русским правительством офицерам-дворянам по их воинским рангам. Эти имения назывались ранговыми дачами и имели размер от 500 до 1000 десятин земли. Помещики приводили крепостных крестьян из своих старых вотчин в России на Левобережную Украину или «прибирали к рукам» беглых крестьян.

С целью заселения и освоения земель Приазовья, в конце ХVIII века правительство щедро наделяло служилое российское дворянство обширными землями. Русско-украинское население поселялось на этих территориях менее компактно чем греки. В ХIХ веке на свободных землях возникают русские и украинские сёла выходцев из Полтавской, Харьковской, Черниговской, Курской и Смоленской губерний. Так, в 1897 году крестьянин из села Поповка Бердянского уезда Таврической губернии Зиновий Прокофьевич Жук, взяв в заём деньги в Черкасском банке, выкупил у помещика Крыковского землю (заём пришлось погашать на протяжении 20 лет). На купленном участке он построил 13 землянок и деревянный барак, куда поселил пришлых людей, а сам стал землевладельцем и по совместительству – старостой. По соседству землю купил некий Самоздрин. Позже хутора Жуки и Самоздрин объединились под общим названием село Жуки, которое в 1936 году стало центром сельского совета, а в 1939 году переименовано в Новозарьевку.

Ряд сёл было основано дворянами – так, в середине ХIХ века небогатый дворянин Редькин, получив за службу участок земли, приобрёл в Полтавской губернии несколько крепостных крестьянских семей, каждой из которых было не менее 3 душ мужского пола и «посадил» их на новые, плодородные земли для хлебопашества. Село по имени помещика носило название Редькино, сегодня – это село Придорожное.

На «казачьей стороне» - левом берегу Кальмиуса, являвшегося территорией Войска Донского, до XVIII века земля не обрабатывалась. Во–первых, крестьянские поселения были объектом грабежа для татар, а во – вторых, донские казаки считали, что земледелие отвлекает казаков от главной задачи – несения военной службы. С ослаблением татарской угрозы в XVIII веке по всей территории начали появляться казачьи зимовки, постепенно превращавшиеся в хутора. Такой казачий хутор возник, например, на месте нынешнего села Кумачово - впоследствии гвардии поручик Андрей Киреев основал здесь село Покрово-Киреево.

За рекой, против с.Большая Каракуба, возник хуторок Сысоевка (по имени своего основателя помещика Сысоя), впоследствии переименованного в Васильевку.

В 1857 году участник Крымской войны офицер Прохоров получает от правительства 1200 десятин земли. Женившись на дочери помещика Чистякова Екатерины, он получает в приданное крепостных с семьями, которых вместе со своими крепостными (всего 25 семей), поселил на берегу небольшой реки Осыкова, впадающей в Кальмиус. По имени хозяина первоначально населённый пункт неофициально носил название «Прохоровкой», но позже в честь его жены стало именоваться Новоекатериновкой.

В конце ХIХ века (70-90 годы) из Екатеринославской и Херсонской губерний на территорию района переселяются немцы – меннониты, последователи голландского проповедника Симонса Менно. В их число входили не только немцы, но и фламандцы. Верующие этого протестантского толка отказывались брать в руки оружие и служить в армии, а так как в Германии того периода шли непрерывные войны и местные князья имели практику продавать крестьян Поселение немцев менонитов солдаты, меннониты бежали в Россию, где были не только свободные земли, но и обязательство правительства освободить переселенцев от воинской повинности на сто лет. В 1878 ими основана колония Мокково, 1890 г. колония «Бадья», 1894 колония Ново Александровская, 1888 «Ново – Хаперская», 1897 колония Ново – Кирьяновская, 1899 – колония Кошкино. Хутор Корнталь (Зерновая долина) переименовано в 1915 году в село Зерновое. В 1878 году была создана немецкая колония из двух хуторов – Фельзенбах (Каменный ручей) и Фельзенталь (Каменная долина), которые, объединившись, приняли наименование Фельзенталь, переименованная в 1915 году в село Солнцево, по имени богатого собственника местных ремонтных мастерских Солнцева - это было большое село, где к 1918 году проживало 200 человек, которые владели 1800 десятин земли.

Немецкие колонисты привезли с собой новые методы земледелия. Они первыми ввели здесь севооборот, «черный пар», завезли сельскохозяйственные машины, а также облегченные плуги, которыми можно было и пахать и сеять. Они первыми в Приазовье начали сеять озимую пшеницу. Соседи – греки, русские, украинцы завидовали богатству немецких колоний, но в то же время учились у них передовым методам хозяйствования.

В середине ХIХ века в Старобешево, возле брода через реку Кальмиус (сейчас здесь находится «старый» мост), поселяются евреи. Первоначально здесь была построена кузня и лавки, снабжающие едущих с Украины на территорию Войска Донского и в обратном направлении путников. Место оказалось весьма доходным и землячество быстро росло. Были построены механические мастерские, торговые точки, маслобойни, портняжные, сапожные и скорняцкие мастерские. Старобешевское поселение евреев просуществовало до 1920 года, когда его население вынуждено было уйти от голода в города.

Таким образом, всего за столетие бывшее ковыльное «Дикое поле» превратилось в обширный земледельческий край с многонациональным населением, самой разнообразной системой хозяйствования и зарождающейся промышленностью.

В ХХ век Российская империя вошла голодом 1900,1905,1906,1907,1911 годов. А голод и нищета приводили к социальным потрясениям. В сентябре 1905 года – в годы первой русской революции - в Старобешево состоялся митинг, на котором участники под знаменем с лозунгом «Свобода, Равенство, Братство» слушали горячее выступление учителя местной школы П.Филиппова.

В 1907 году для строительства культурных учреждений в Старобешево сход граждан принял решение продать общественные земли на берегу Азовского моря и на эти деньги соорудить больницу и церковно-приходскую школу. Строительство небольшой (на 25 коек) больницы началось в 1912 году и закончилось в 1914 году. Здесь работал один врач – В.С.Чичибанин и несколько фельдшеров. Стараниями Старобешевского земства в 1906 году была открыта библиотека, насчитывавшая 645 экземпляров книг, выписывалась одна газета и два журнала. Но 70% населения оставались неграмотными.

Но вот грянула первая мировая война, за ней - революция и гражданская война. Они всколыхнули, переворотили весь мир, в том числе – приазовскую глубинку. Торговля заглохла – покупательная способность населения упала, многие мужчины были призваны в армию. Правительство повсеместно реквизировали у крестьян лошадей для военных нужд, а на волах, из-за их медлительности, перевозка товаров была мало рентабельной.

После 1917 года через сёла района волна за волной проходили войска немцев, деникинцев, большевиков, налетали отряды всевозможных банд. Грабежи, погромы, реквизиции скота (особенно лошадей), зерна, муки – всё это испытали крестьяне в те страшные годы. В сентябре 1919 года в Старобешево вошли войска Деникина. Была объявлена мобилизация всех мужчин возрастом от 20 до 35 лет, со станции Кутейниково прибыл карательный отряд под командованием капитана Яковлева. На церковную площадь села согнали всех родителей призывников. Капитан Яковлев заявил, что если к следующему дню не явятся мобилизованные, он расстреляет каждого из десяти родителей. В ответ в селе вспыхнуло восстание. В установленный день один из участников подготовки восстания Лазарь Кузьмич Фёдоров взобрался на церковную колокольню и ударил в большой 93-х пудовый колокол. Это было сигналом к выступлению против деникинских карателей. Отряды повстанцев во главе с организованными частями кавалерии и пехоты Красной армии, смяли деникинцев, разгромили их, изгнали из села и закрепились на правом берегу реки Кальмиус. Три дня успешно удерживали рубеж от села Фенино до Екатериновки. Но силы были неравные, заканчивались патроны и восставшие вынуждены были отступить к с. Стыла, а затем к станции Волноваха, где находился штаб Заднепровской дивизии Красной армии под командованием П.Е. Дыбенко. К осени белые армии исчерпали свой наступательный порыв. В октябре 1919 года началось контрнаступление Южного фронта Красной Армии. В январе 1920 года был освобождён Донбасс. Для жителей Старобешевского региона конец Гражданской войны наступил 3 января 1920 года.

Быть сторонником Советской власти в тот период было делом опасным – в стране гремели последние бои Гражданской войны. В декабре 1920 года во время налёта махновского отряда под руководством Фомы Кожина – командира Особой группы войск Нестора Махно, в Старобешево был разгромлен комсомольский клуб и дома партийных и комсомольских активистов. В январе 1921 года во время очередного рейда махновцев на «украинскую сторону» (они базировались на территории Войска Донского в селе Новоекатериновка), в волостном центре – селе Стыла на мосту через реку был убит участник Первой мировой войны, георгиевский кавалер, военный комиссар Х.Ф.Михайлов. Махновцы разыскивали и его жену, но население спрятало её на дне колодца. Захвачен и расстрелян начальник районной милиции. Для противодействия махновским войскам в г. Юзовка был сформирован Коммунистический отряд частей особого назначения (ЧОН). В упорном бою под Новоекатериновкой в ночь с 17 на 18 марта 1921 года отряд Фомы Кожина был разбит и ушел в сторону Гуляй Поля, сам Кожин тяжело ранен. В этом столкновении погибло 22 красных бойца, в том числе – житель Старобешево, милиционер М.П.Челпанов. Погибшие были похоронены в Юзовке, в парке, который сегодня носит имя Павших коммунаров.

Параллельно с военными действиями в сёлах шел делёж земель помещиков и части зажиточных крестьян.

После принятия постановления Президиума ВУЦИК «Об утверждении границ и состава Донецкой губернии», согласно Приказа Донецкого губернского исполкома от 12 июля 1920 года, в состав Юзовского района были включены Бешевская, Больше-Каракубская и Стыльская волости. 7 марта 1923 года было принято Постановление Президиума ВУЦИК «Об административно – территориальном делении Донецкой губернии, образовании округов и районов», в котором объявлено о создании Стыльского района из волостей Стыльской, Бешевской, Каракубской, Николаевской, Александровской и Ново-Троицкой.

В Стыле, волостном, а затем районном центре, были созданы руководящие органы – райисполком, райком партии, районный отдел милиции, отдел народного образования, и другие соответствующие органы. Но в связи с тем, что село Стыла лежало в стороне от магистральных трасс и основных населённых пунктов района, в ноябре 1924 года было принято решение о переносе районного центра в село Старо – Бешево.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie